На современном этапе развития инфраструктуры на Севере и Дальнем Востоке стремление к повышению эффективности и долговечности железнодорожных насыпей привело к внедрению новых технологий. Одним из таких подходов оказалось использование экструзионного пенополистирола (XPS), как показали исследования Российского университета транспорта.
В экстремальных условиях многолетнемерзлых грунтов (ММГ), характерных для таких регионов, конструктивные решения с применением теплоизоляции ТЕХНОНИКОЛЬ XPS 45-500 продемонстрировали впечатляющие технико-экономические преимущества. Анализ проводился на различных объектах, в том числе на недавно построенной железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым и участке БАМ, которому уже около 40 лет. Новые насыпи проектировались с учетом I принципа, что важно для грунтов III–IV категорий просадочности.
Исследователи разработали разнообразные конструкции, учитывая специфику северных условий. В этом отношении XPS показал себя лучше габионов и традиционной каменной наброски, обеспечивая необходимую термостабилизацию и сведение осадки грунтов до минимальных значений. Стоимость сооружений, использующих XPS, в северных регионах оказалась значительно выгоднее, что выразилось в снижении затрат от 748 295,90 до 2 190 306,40 тыс. руб/км, что почти в четыре раза дешевле по сравнению с альтернативами.
На Дальнем Востоке каменная наброска оказалась дешевле, чем конструкции с XPS и сезоннодействующими охлаждающими устройствами, однако тут следует помнить о дополнительных эксплуатационных затратах. При использовании XPS достигнутый экономический эффект обусловлен длительными безремонтными периодами, что значительно снижает затраты на поддержание инфраструктуры. Наброска, в свою очередь, требует больше усилий для поддержания устойчивости и качества, а также может привести к проблемам стабильности из-за своего веса.
Таким образом, традиционные подходы, такие как габионные системы и каменные наброски, демонстрируют определенные ограничения. Габионы способствуют стабилизации грунтов и защите от эрозии, однако имеют высокую первоначальную стоимость. Каменная наброска, применяемая для улучшения охлаждения и поддержания структуры в экстремальных условиях, часто требует значительных усилий в обслуживании и может создавать риски, связанные с безопасностью и стабильностью.
Инновационные решения с использованием XPS не только обеспечивают надежную эксплуатацию в сложных климатических условиях, но и открывают новые перспективы для долговременного и экономически эффективного строительства железнодорожной инфраструктуры.